О ситуации на потребительском рынке

О ситуации на потребительском рынке
 
Потребительский рынок является неотъемлемой частью экономики Молчановского района. В сфере потребительского рынка по экспертным оценкам на территории района занято около 14% населения. Отрасль отличается  высокой  долей  частной  собственности, и все возрастающим уровнем конкуренции, что является стимулом ее дальнейшего роста.
2014-2015 год стали непростыми как для мировой экономики в целом, так и для российской экономики и ее торговой отрасли. Потребительский рынок в силу своей значимости и своего места в конце производственной цепочки остается одним из наиболее устойчивых к рискам экономического развития секторов российской экономики. Не исключение составляет и Молчановский район.
Важнейшей составной частью потребительского рынка является  розничная торговля, которая традиционно относится ко многим базовым отраслям экономики.
Уровень износа основных фондов в данной сфере не превышает 30%, что выгодно отличает ее от состояния всей экономики района в целом, где аналогичный показатель намного выше. В отрасли очень высок уровень нового строительства, вводимых торговых площадей.
Следует отметить, что помимо розничной торговли к потребительскому рынку следует отнести предприятия общественного питания и бытового обслуживания, лёгкой и пищевой промышленности.
За последние годы структура потребительского рынка в Молчановском районе существенно не менялась и выглядит следующим образом:
 

На 01.01.2016 в Молчановском районе насчитывается 169 объектов, что меньше на 4,5% (8 единиц) в сравнении с 2014 годом. Общая площадь торговых объектов составляет свыше 10 тыс. кв.м.
Объекты розничной торговли в Молчановском районе распределились следующим образом:
- продовольственной группы  - 10 единиц,
- непродовольственной  - 87,
- со смешанным ассортиментом товаров - 72.
В районе работает 1 торговый объект, использующий современный формат обслуживания (супермаркет).
        Наряду с сокращением количества объектов розничной торговли, наблюдается увеличение магазинов, имеющих терминалы безналичного расчета, на 01.01.2016 - 85 объектов, на 01.01.2015 – 75.
Статус объектов местной торговой сети имеют 66 торговых точек (в сравнении с 2014 годом – 85 объектов). Количество торговых сетей от 2 до 4 магазинов составляет 18 объектов. От 5 и более магазинов имеют 2 хозяйствующих субъекта. Кроме того, 16 объектов представители федеральных и региональных торговых сетей (в прошлом периоде – 20).
На территории района осуществляют свою деятельность два оптовых предприятия.
В 2015 году был построен павильон для торговли сельхозпродукцией. У жителей появилась возможность реализовывать свою продукцию в комфортных условиях. Павильон-ярмарка работает ежедневно с 8.00.
В районном центре с. Молчаново сосредоточено 59% всех торговых точек. В семи населённых пунктах (д.Верхняя Федоровка, д. Нижняя Фёдоровка, д. Алексеевка, д.Князевка, д.Нефтебаза, д.Большой Татош, д.Тювинка) нет торговых объектов, доставка товаров производится по графику Молчановским почтамтом - ОСП УФПС Томской области - Филиал ФГУП «Почта России».
По крупным и средним предприятиям оборот розничной торговли по итогам 2015 года составил 335,66 млн. рублей или 149,5% к уровню 2014 года (по данным статистики). По оценке данный показатель с учётом оборота розничной торговли на малых предприятиях составил 684 млн.руб.
Пищевая промышленность района представлена 10 объектами, на которых выпускаются: хлеб и хлебобулочные изделия, молоко пастеризованное, кондитерские изделия, полиэтиленовые изделия.
В районе 3 объекта, осуществляющих пошив швейных изделий.
Закупку у населения дикорастущей и плодово-ягодной продукции на территории района осуществляют 9 приемозаготовительных пунктов, в том числе стационарных - 4, передвижных - 5. Пункты расположены, как в районном центре, так и на правом берегу реки Обь – в с. Могочино, с. Сулзат и с. Суйга.
В районе насчитывается 10 предприятий общественного питания, в том числе - 1 буфет.
Бытовые услуги оказывают 66 субъектов. В сравнении с 2014 годом их количество увеличилось на 11,8% (на 7 единиц).
Ежегодно в развитие потребительского рынка вкладываются инвестиции, благодаря чему развивается придорожный сервис, проводится расширение и обустройство гостевых комплексов, развиваются станции техобслуживания, деятельность кафе, а также услуг по переработке древесины и  заготовительная деятельность.
Развивается и ремесленное производство. Так, в 2015 году ОГКУ «Центр занятости населения Молчановского района» было организовано обучение безработных граждан по профессии изготовитель художественных изделий из лозы. Завершившая обучение жительница с.Могочино организовала собственное дело, на сегодняшний день изделия из лозы можно приобрести на ярмарках выходного дня.
 Несмотря на наличие достаточного числа объектов обслуживания населения, потребительский рынок района объективно обладает потенциальными возможностями для более полного удовлетворения потребительского спроса.
Особенности развития потребительского рынка:
  • остро сказывается неравномерность размещения объектов на территории района;
  • рынок бытовых услуг характеризуется однообразием предлагаемых услуг;
  • недостаточно сформирована инфраструктура объектов придорожного сервиса.
        Такие особенности связаны с наличием в развитии потребительского рынка проблем, которые сдерживают создание новых объектов потребительского рынка и совершенствование уже имеющихся объектов:
        Для сферы торговли
-   неудовлетворительное соотношение складских и торговых площадей;
- привлечение и найм работников, не имеющих соответствующего образования и подготовки;
- дефицит современных форматов торговли, особенно на перефирии.
Для сферы общественного питания:
-       низкий уровень внедрения новых технологий на основе использования прогрессивных форм обслуживания и современного оборудования;
  • низкий уровень сервиса на объектах общественного питания, особенно в сельских поселениях и объектах придорожного сервиса;
  • большая текучесть кадров, связанная с использованием низкоквалифицированных кадров и невысокой оплатой труда;
  • недостаток собственных оборотных средств не позволяет интенсивно развивать материально-техническую базу.
Для сферы бытового обслуживания:
  • низкая рентабельность предприятий бытового обслуживания;
  • слабая материально - техническая база: отсутствие современного оборудования и новых технологий, значительные затраты, связанные с ростом цен на материалы, оборудование;
  • отсутствие заинтересованности субъектов малого бизнеса в развитии  сферы бытового обслуживания на селе;
  • недостаточная подготовка квалифицированных кадров для предприятий службы быта;
  • слабо развитая сеть бытового обслуживания в сельских поселениях, в результате чего сформировалась высокая территориальная дифференциация в сфере бытового обслуживания.
Таким образом, потребительский рынок муниципального образования «Молчановский район» оказался под давлением, связанным в том числе с финансово-экономической ситуацией в Российской Федерации. Такая тенденция способствовала торможению экономического роста, об этом свидетельствует сокращение количества индивидуальных предпринимателей сферы потребительского рынка в Молчановском районе.
 
 
О требованиях к субъектам потребительского рынка, осуществляющих розничную торговлю
 
На потребительском рынке в последние годы активно происходит изменение требований и условий осуществления деятельности, особенно это касается продажи алкогольной продукции, кассовой дисциплины, санитарного состояния объектов и т.д.
         В данной статье сделан краткий обзор действующего законодательства о требованиях, предъявляемых в сфере торговли.
     О применении контрольно-кассовой техники
     Согласно Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать обязательные сведения.
В соответствии с постановлением Администрацией Томской области от 11.12.2003 №61а организации и индивидуальные предприниматели могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в отдалённых, труднодоступных местностях, утверждённых в перечне.
 
О запрете розничной продажи алкогольной продукции
В каждом сельском поселении Молчановского района принят муниципальный правовой акт об определении границ прилегающих территорий к организациям и объектам, на которых не допускается  розничная продажа алкогольной продукции. Расстояние от организаций и объектов до границ прилегающих территорий определяется по пешеходной дорожке от входа для посетителей в здание.
Минимальное расстояние от организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий по поселениям установлено разное:
Молчановское сельское поселение – 15 метров;
Тунгусовское сельское поселение – 15 метров;
Наргинское сельское поселение – 30 метров;
Могочинское сельское поселение – 50 метров;
Суйгинское сельское поселение – 50 метров.
Розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих:
- к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта;
- вокзалам и иным местам массового скопления граждан.
Муниципальные правовые акты размещены на сайтах сельских поселений.
В данном случае следует руководствоваться Федеральным законом №171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а также постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 №1425 «Об определении органами государственной власти субъектов РФ мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции».
 
О декларировании объемов оборота алкоголя
С целью повышения эффективности государственного контроля по представлению деклараций об объеме оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющих розничную продажу пива и др. напитков необходимо подавать декларацию ежеквартально. Для этого можно воспользоваться услугами Центра поддержки предпринимательства и консультирования селян, телефон 22-2-03.
Искажение информации, нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и использования алкоголя влекут наложение административного штрафа.
Основанием является постановление Правительства РФ от 09.08.2012 №815 «О предоставлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей».
Кроме того, с целью контроля над производством и продажей спиртных напитков в 2015 году была создана и введена в действие единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС). Данная система позволяет отслеживать весь процесс от производства алкогольной продукции до ее продажи, что позволит сократить на рынке долю контрафактной алкогольной продукции.
Данный вопрос регламентирован Федеральным законом №171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
 
О формировании торгового реестра
Департамент потребительского рынка уже несколько лет формирует торговый реестр.
Основание: 381-ФЗ от 28.12.2009 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности Российской Федерации», статья 20.
 
О минимальной обеспеченности населения торговыми объектами
 Норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Молчановского района составляет 356,5 кв.м/1000 человек. Фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов в районе составляет 820 кв.м/1000 человек. Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов утверждаются в составе документов, определяющих направления социально-экономического развития Томской области, и учитываются в документах территориального планирования, генеральных планах, муниципальных программах развития торговли, схемах размещения нестационарных торговых объектов.
Основание: 381-ФЗ от 28.12.2009 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности Российской Федерации».
 
О требованиях к розничной продаже алкогольной продукции:
Не допускается розничная продажа алкогольной продукции: 
  • в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях; 
  • в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания; 
  • на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях; 
  • на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях; 
  • на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях; 
  • в нестационарных торговых объектах; 
  • несовершеннолетним; 
  • без сопроводительных документов. 
Время продажи алкоголя ограничено – с 22 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, пива и пивных напитков при оказании услуг общественного питания.
   Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в сельских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 25 квадратных метров.
Основание: ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года  № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении  потребления (распития) алкогольной продукции».
Версия для слабовидящих
Другое дело